Главная
Новости
Ссылки
Карта сайта
Партнеры
Форум
Наши баннеры
ВОПРОС-ОТВЕТ
Правила форума
Контакты

Счетчики

Яндекс цитирования
Популярное
Речевые трудности Версия для печати

Обычно к концу первого года ребенок начинает избирательно относиться к окружающим, общается с ними при помощи звукосочетаний и отдельных слов, обращает внимание на выражение лица говорящего, смеется при виде забавных игрушек, реагирует на яркие картинки.

Чаще всего в течение второго года жизни малыши говорят довольно мало, но понимают почти все. При этом некоторые дети начинают говорить раньше, а некоторые предпочитают молчать и копить слова. Для правильного формирования коммуникативного поведения очень важно, чтобы близкие малыша, особенно мама, общались с ним.

Если вы заметили, что у ребенка возникли речевые трудности (он не может произносить какие-то звуки, заикается и стесняется, не хочет общаться с окружающими), прежде всего выясните, с чем связаны эти проблемы.

РАЗЛИЧАЮТ НЕСКОЛЬКО ОСНОВНЫХ ТИПОВ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ

Моторная алаллия.
Это речевое недоразвитие имеет ряд характерных особенностей: ребенок испытывает трудности в формировании слов, затрудняется назвать предмет, путает слоги, в словах меняет их местами. У детей с моторной алаллией речевая активность очень низкая, они могут отказываться от общения, на попытки вступить с ними в речевой контакт реагируют отрицательно. Кроме того, родители могут столкнуться с нарушениями в произношении звуков (дислалией) и нечеткостью и смазанностью речи (дизартрией).

Моторную алаллию, относящуюся к тяжелым, но поддающимся коррекции нарушениям, нужно отличить от задержки речевого развития, речь отличается замедленным или слишком быстрым темпом. Патологическая замедленность темпа речи называется брадиалия, ускоренность - тахиладия.

Заикание
также относится к речевым нарушениям. Чаще всего при этом страдает темп и плавность речи. Различают невротическое и неврозоподобное заикание. Обычно невротическое заикание возникает в результате психических травм, общей ослабленность ребенка, речевых проблем в семье и перенагрузки информацией. Неврозоподобное заикание появляется на фоне нарушения деятельности центральной нервной системы и бывает связано с нарушением функций мозга.

Мутизм, отсутствие речи.
Отмечено, что мутизм чаще наблюдается в семьях, где потребности ребенка в ласке и эмоциональных контактах не удовлетворяются. Иногда малыш отказывается разговаривать в знак протеста. Обычно это случается либо в определенном месте (детском саду), либо с определенными людьми (врач, воспитатель). При тотальном мутизме ребенок не разговаривает вообще.

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ:

3 - 6 месяцев. Малыш прислушивается и узнает голоса близких, правильно реагирует на интонации, слушает музыку, отдает предпочтение мелодичным погремушкам.

6 - 10 месяцев. Ребенок понимает отдельные просьбы и запреты, выполняет простые просьбы («покажи», «дай»).

10 - 12 месяцев. Малыш воспринимает названия предметов, обозначает некоторые свои действия, способен «тормозить» неправильное поведение.

12 - 14 месяцев. Ребенок узнает предметы на картинках, называет их, произнося первый слог, говорит много односложных слов.

15 - 18 месяцев. Малыш показывает предметы, людей, озвучивает действия на сюжетных картинках, обозначая их односложными словами и простыми предложениями («киса -мяу-мяу»).

18 - 24 месяца. Ребенок учится использовать слова в разных ситуациях, понимает, что у каждого предмета есть свое название. Малыш часто задает вопросы («что это?»), употребляет предлоги, глаголы, выполняет сложные просьбы: «Подойди к шкафу и принеси книгу», интересуется трудными словами, узнает близких на фотографиях.

2,5 - 3 года. Ребенок понимает короткие стихи, рассказы, сказки, учится их пересказывать, начинает сочинять и рассказывать.

3 - 4 года. Малыш понимает сложноподчиненные предложения, знает названия цветов, считает в пределах 10 - 20, слушает длинные сказки.

4 - 5 лет. Ребенок выполняет «инструкции», готов к изучению иностранных слов.

ВНИМАНИЕ! Если вы заметили какие-то отклонения в развитии речи, стоит как можно раньше обратиться к специалистам. В случае подтверждения опасений нужно сразу же начинать коррекционную работу с ребенком. Однако с самых первых дней жизни малыша следует уделять большое внимание предречевому и речевому развитию.

Упражнения помогут малышу развиваться правильно, научат произносить звуки, слоги и слова.

Как можно чаще представляйте ребенку членов вашей семьи. Говорите: мама, папа, дед, баба - не один, а несколько раз. Кроме того, почаще называйте малыша по имени. Делая массаж, уделяйте внимание стопам, кистям, ладоням, пальцам. Не забывайте играть в одну из самых простых и полезных игр «Сорока-ворона».

Чтобы ребенок начал хорошо говорить, постарайтесь как можно раньше приступить к занятиям, которые помогут развить его доречевые, а затем и речевые навыки. Начните с легких упражнений, постепенно усложняя задачу.

  • Чтобы развить мелкую моторику пальцев, заготовьте несколько карточек с изображением домика, цветка, чашки, контуры которых обклейте бархатной бумагой. Ведите пальчик малыша по бархату и называйте то, что изображено словами. Через некоторое время по контуру предметов приклейте бусинки и повторите игру.

  • Поставьте несколько небьющихся предметов (кастрюльку, пластиковую бутылку, деревянную матрешку) в ряд. Постучите по каждому предмету ложкой и дайте ребенку сделать то же самое.

  • Предложите малышу повторить за вами звуки: жужжите, как пчела, цокайте, фыркайте. Как только ребенку удастся произнести похожий звук, обязательно похвалите его.

  • Когда малыш научится хорошо сидеть, дайте ему мелки и начните рисовать сначала вместе, затем предложите ему «художничать» самостоятельно.

  • Играйте в игру «Как говорит. ..» Продемонстрируйте ребенку, как звонит будильник, гудит паровоз, переливается вода. Почаще спрашивайте у него, как «говорят» часы или водичка.

  • Подражайте голосам животных.

  • С возраста девяти месяцев лепите простые фигуры из пластилина: - яблоко, банан, змейку.

  • Маленькой ложкой пересыпайте сахар из одной чашки в другую, перекладывайте фасоль, орехи из стакана в железную кастрюлю.

  • Пускайте мыльные пузыри.

  • Развитию речи помогает чтение вслух коротких историй перед сном. Когда малыш бодрствует, вам трудно завладеть его вниманием более чем на пять минут. Но перед тем как заснуть, он обязательно выслушает вас.

  • В маленькую баночку положите кусочек яблока или печенья и предложите малышу открутить крышку.

  • Когда ребенку исполнится год, начните рисовать пальцами (краски должны быть нетоксичными и достаточно густыми). Пишите красками буквы или цифры и медленно проговаривайте их.

  • Превратите геометрические фигуры в веселые картинки. Для этого заготовьте трафарет круга, квадрата, треугольника и, поддерживая руку ребенка, сделайте из круга солнышко, цветок, лицо; из квадрата - дом, флажок, конфету; из треугольника - дерево, вазу.

  • Когда малышу исполнится полтора года, предложите ему заняться лепкой фигурок из теста (рецепт теста: 2 стакана муки, 0,5 стакана воды, 0,5 стакана соли, пищевой краситель).

  • Поиграйте в игру «Действуй по звуку». Объясните ребенку, что, когда вы звоните в колокольчик, нужно идти, когда хлопаете в ладоши - останавливаться, стучите ложкой о стакан - садиться.

  • В полтора-два года предложите ребенку составить рассказ по картинке. Задавайте вопросы, кто изображен на картинке, что там происходит, кто чем занят, тепло на улице или холодно.

  • Поиграйте в мяч. Когда он будет в руках у малыша, называйте его имя, когда мячик вернется к вам, говорите «мама». Через некоторое время усложните задание: когда мяч попадет в руки ребенку скажите, что мяч у Саши, когда к вам - мяч у мамы.

  • Нарисуйте на листе картинку. Затем вместе с малышом приклейте к деталям изображения спички, шерстяные или шелковые нитки, сделайте аппликацию из бархатной бумаги, лоскутков и маленьких пуговиц.

  • Когда ребенку исполнится 2,5 года, изучите альбом с фотографиями и расскажите ему, кто есть кто и как зовут членов вашей семьи.

  • Побуждайте малыша к высказыванию мыслей, предоставляйте ему возможность альтернативного ответа: «Ты пойдешь гулять во двор или в парк?» Дождитесь ответа. Задайте следующий вопрос: «Ты возьмешь с собой мяч или формочки?»

  • Нарисуйте времена года. Вместе с ребенком раскрасьте картинки в «правильные» цвета, нарисуйте людей и подберите им одежду.

  • Играя в кубики, научите малыша простым арифметическим действиям.

  • После просмотра книги, передачи или прослушивания кассеты, спросите у малыша: «Что делал герой книги?» «Кто тебе больше всех понравился?»

  • Когда ребенку исполнится три года, предложите ему просмотреть картинки с изображением эмоционального состояния персонажей. Спросите: «Мальчик грустный или веселый?» «Как он себя чувствует?» Стимулируйте малыша называть подробности и детали.

  • Познакомьте ребенка с дням недели и названиями месяцев года. Оперируйте понятиями вчера, завтра, через час.

  • Научите малыша разговаривать по телефону.

  • В листе картона проделайте несколько дырочек и попробуйте зашнуровать их. Как только у ребенка начнет получаться, перейдите к настоящим шнуркам на обуви.

Мария Аралова, детский психолог
Журнал "Счастливые родители" 

 

Беременность и роды
Беременность и роды
Подготовка к беременности
Беременность
Роды
Наши малыши
Игры
Приданое
Развитие
Разное
Гигиена, питание, здоровье
Родители
Хобби
Книги и программы
Красота и здоровье
Разное
Слинги
Наш Город
Родильные дома
Детские дошкольные учреждения
Женские консультации
Медпомощь
Разное
Центры раннего развития
Психологическая помощь