Главная
Новости
Ссылки
Карта сайта
Партнеры
Форум
Наши баннеры
ВОПРОС-ОТВЕТ
Правила форума
Контакты

Счетчики

Яндекс цитирования
Популярное
Первый выход в детский сад Версия для печати

ImageПри социализме детский сад был первой школой коллективизма. Сегодня в цене, напротив, индивидуальность. Потребность общества в столь раннем приобщении своих маленьких членов к коллективу отпала. А детский сад, как и всякий общественный институт, отражает состояние общества в целом.

В былые годы детский сад был единственным местом, где с дошкольниками занимались рисованием и лепкой, музыкой и физкультурой. Теперь в крупных городах нет недостатка в детских клубах, студиях гармоничного развития, которые готовы обучать малышей и математике, и чтению, и письму, и ритмике, и английскому. Так что и в образовательном смысле детский сад перестал быть незаменимым.

Однако детские сады по-прежнему существуют. И если материальное положение семьи не вынуждает маму выходить на работу, она начинает задумываться: а нужен ли детский сад моему ребенку? Рассмотрим два варианта: детский сад нужен и детский сад не нужен.

Детский сад нужен

Есть дети, которым не обойтись без специализированного детского сада. Например, дети с проблемами зрения и слуха. В таком садике с ними занимаются по специальным методикам, которые родителям освоить чаще всего не по силам.

Детский сад остро необходим детям из неблагополучных семей, лишенным внимания и заботы в родном доме. В этом случае садик - подчас единственное место, где будут заниматься их развитием, приобщать к культуре.

Единственным детям в семье, растущим в окружении одних только взрослых, детский сад тоже приносит определенную пользу. Однако тут не все так просто.

Четырехлетний Витя уже несколько месяцев ходит в детский сад, но чувствует себя там очень плохо. Воспитанный, дружелюбный мальчик стал грустным, капризным, а в саду так ни с кем и не подружился. На консультации у психолога выяснилось, что Витя, привыкший дома к вежливости, бескорыстной любви родителей, никак не мог приспособиться к садовскому "закону джунглей": каждый сам за себя. Он привык, что домашние искренне интересуются его жизнью, его переживаниями. А тут он вдруг никому не нужен... Оказалось, что Вите просто надо было объяснить, что воспитательница и не должна заменять маму, а детям в саду приходится быть более самостоятельными и самим отстаивать свои права. Но это не значит, что им не хочется дружить. Ну, а с некоторыми неписанными правилами детского коллектива можно смириться, не принимая их слишком близко к сердцу.

ImageПосещение детского сада может принести пользу и застенчивым детям - обычно это те, кому просто негде было научиться налаживать контакты со сверстниками. Однако если вы считаете своего ребенка застенчивым, не стоит пускать ситуацию на самотек, надеясь, что он сам всему научится. От вас может потребоваться особая чуткость, чтобы понять, в каких именно ситуациях малыш чувствует себя неуверенным, беспомощным. Хорошо бы проиграть такие ситуации с ребенком, раздав "роли" любимым куклам или воображаемым персонажам.

Трехлетнему Игорю до поступления в детский сад было практически неведомо слово "нельзя". Дома он привык к полной бесконтрольности, не умел ни одеваться, ни убирать за собой игрушки. Поэтому неудивительно, что он был просто в шоке от требований воспитательницы: сидеть за столом вместе со всеми и выполнять задания во время занятий, лежать в постели в тихий час... Мальчик стал плохо спать, капризничал по любому поводу. Беседа с родителями помогла им понять, что и дома ребенка нужно приучать к дисциплине и порядку.

Однако есть дети, которые, в отличие от Игоря, именно в детском саду, "за компанию", лучше и быстрее обучаются контролировать себя, подчиняться общим правилам.
Отлично чувствуют себя в коллективе детишки, любящие "работать на публику" (выражаясь по-научному - имеющие истероидные черты характера). В детсадовской группе так много зрителей! Такие дети охотно соревнуются, кто быстрее съест свою порцию (хотя дома могут сидеть над тарелкой часами), активно участвуют в праздничных представлениях.

Казалось бы, успехи ребенка налицо. Но ведь таким образом он "досыта кормит" только одну и без того чрезмерно выраженную сторону своей натуры. А это отнюдь не способствует гармоничному развитию личности. Таким детям хорошо бы научиться сопереживанию, большей глубине чувств. А этому в детском саду никто научить не сможет.

Детский сад не обязателен

Опыт, необходимый для нормального развития и взросления, не дается даром. Детский сад в этом смысле, пожалуй, первая школа жизни, и она может быть достаточно суровой.

Однако если в семье двое или больше детей, детский сад не так уж и необходим. Когда мы говорим о "коллективизме", то нередко забываем, что в саду дети отчуждены друг от друга. Каждый сам по себе и сам за себя. А вот в семье, где больше одного ребенка, хочешь - не хочешь, а приходится с малолетства учиться жертвовать своими интересами ради брата или сестры.

В семье старшие дети чувствуют ответственность за младших, младшие многому учатся у старших. Если братья и сестры близки по возрасту, они всегда найдут, во что поиграть вместе. Пока старшему не пришла пора идти в школу, лучше не разлучать их. Хорошо, если есть возможность отдать их в детский сад с разновозрастными группами.

Если вам важно, чтобы личность ребенка сформировалась преимущественно под вашим влиянием, отдавать его в детский сад надо не раньше трех лет, а лучше даже после пяти.

Пять лет - возраст социализации. Ребенок, как правило, готов покинуть уютный семейный мирок и отправиться "в люди". Походив в детский сад год или два перед школой, он получит тот же опыт, которым овладели его сверстники годом-двумя раньше. Но ему будет легче переварить и усвоить нормы коллективной жизни, так как психика его более зрелая и отношение к окружающему миру, представления о добре и зле сформировались дома, среди любящих и неравнодушных к его душевному состоянию людей.

Опытные врачи и педагоги говорят о том, что ребенку-дошкольнику нужнее всего материнская забота и теплый (прежде всего психологически), уютный дом, спокойная, доброжелательная атмосфера в семье. В такой обстановке он расцветает и нормально развивается. Вообще-то умные люди предупреждали об этом больше ста лет назад, когда детские сады только-только начали появляться. «Как бы ни были рациональны в них занятия и игры детей, — писал известнейший русский педагог К.Д.Ушинский, — они могут вредно подействовать на ребенка, если он проводит в них большую часть дня. Как ни умно то занятие или та игра, которым научат дитя в детском саду, но они уже потому дурны, что дитя не само выучилось, и чем навязчивее детский сад в этом отношении, тем они вреднее». И предупреждал, что «даже шумное общество детей, если ребенок находится в нем с утра до вечера, должно действовать вредно».

Тогда еще не оперировали терминами «психологическая нагрузка» или «стресс», но саму опасность уловили правильно. Теперь те же самые выводы делаются уже на научной основе. Пару лет назад на одной конференции наш крупнейший врач-педиатр академик В.А. Таболин. Он говорил о вреде многих экспериментов, которые ставились в XX веке над маленькими детьми, и в том числе… о детских садах. Да-да, то, с чем мы настолько свыклись, что уже не мыслим себе без этого жизни, на самом деле эксперимент, имеющий сравнительно небольшую историю. Суть его заключалась в том, чтобы передать детей на воспитание государству. Но практика показала, что никто и ничто не может заменить ребенку матери. Хотя последствия раннего отрыва ребенка от семьи могут аукнуться гораздо позже. Например, в подростковом возрасте.

Люди, мало знакомые с детской психологией, сильно преувеличивают потребность дошкольников в детском коллективе. Дети трех-четырех лет обычно играют, так сказать, рядом, но не вместе. Да и лет в пять-шесть у них еще нет друзей в том смысле, который вкладываем в это понятие мы, взрослые. Дружба малышей нестойка, ситуативна. Сегодня один друг на детской площадке, завтра — другой.

Потребность в настоящей дружбе появляется позже, а дошкольнику достаточно периодически поиграть с кем-то из сверстников, даже необязательно ежедневно. Он пока еще не вышел из круга семьи. Для него там, в семейном кругу, самые главные отношения и самое главное общение. Но сейчас часто получается наоборот. Дошкольника вырывают из семьи и на целый день погружают в детский коллектив. Хотя и взрослому-то человеку тяжело с утра до вечера находиться в чужом обществе. Что же говорить о малыше, который быстрее переутомляется, легче перевозбуждается?! Чем труднее ему общаться с детьми и взрослыми, тем осторожнее следует дозировать это общение. Иначе поведение ребенка усугубится, и трудности будут расти, как снежный ком.

А в школе как будет? Это вопрос задают всегда. Но ведь в школе, по сравнению с детским садом, гораздо более щадящие условия. Вы удивлены? Судите сами.

Нормально общаться, обходясь без конфликтов, ссор и драк, очень многие дошкольники и младшие школьники еще не умеют. Но в детском саду малыши проводят практически целый день, а в начальной школе — всего несколько часов. При этом в школе они постоянно заняты и находятся «в свободном полете» только на переменах. В детском саду же, наоборот, целенаправленные занятия длятся недолго. Большая часть времени отводится на игры и прогулки. А воспитательница физически не в состоянии уследить за всеми, ведь детей в группе человек 20–25. Кого-то непременно начинают обижать, дразнить. Другие тоже не прочь «поддержать компанию». Поэтому чувствительному, обидчивому ребенку в саду приходится очень трудно. И требовать от него, чтобы он себя переделал, просто глупо. Гораздо умнее будет не ставить ребенка в такую тяжелую психологическую ситуацию.

Получить навыки общения, которые пригодятся ему в школе, он сможет, играя время от времени с детьми ваших приятелей или посещая пару раз в неделю какую-нибудь студию, благо их сейчас для малышей много в каждом городе.

Одним из главных критериев при решении вопроса, устраивать ли ребенка в детский сад, должно быть его желание. (При условии, конечно, что обстоятельства позволяют сделать этот выбор.) Все-таки это еще не «работа», как часто внушают ребенку взрослые. Он еще успеет в своей жизни потянуть лямку, пусть хоть немного насладится детством. А дети, которые ходят в садик с удовольствием, тоже встречаются. Хотя и не так часто, как хочется верить родителям.

 

В статье использованы материалы из журнала "Наш Малыш", март 2001 г.
и с сайта
Деточка
Статью подготовила КатяРу

 

Беременность и роды
Беременность и роды
Подготовка к беременности
Беременность
Роды
Наши малыши
Игры
Приданое
Развитие
Разное
Гигиена, питание, здоровье
Родители
Хобби
Книги и программы
Красота и здоровье
Разное
Слинги
Наш Город
Родильные дома
Детские дошкольные учреждения
Женские консультации
Медпомощь
Разное
Центры раннего развития
Психологическая помощь