Главная
Новости
Ссылки
Карта сайта
Партнеры
Форум
Наши баннеры
ВОПРОС-ОТВЕТ
Правила форума
Контакты

Счетчики

Яндекс цитирования
Популярное
Ранее развитие - нужно ли? Версия для печати

ImageПрактически любой ребенок, если создать ему благоприятные, тепличные (в позитивном смысле) условия, способен на очень высокие результаты. Но здесь необходимо помнить о том, что возможности ребенка велики, но не безграничны, а чрезмерная интенсификация обучающих занятий в раннем возрасте чревата психологическими срывами.

Родительские амбиции порой заставляют подстегивать развитие ребенка. Ну разве не приятно похвастаться, что четырехлетний малыш умеет читать? Но вот только зачем ему это умение в столь раннем возрасте? Малышу в силу объективных закономерностей психического развития на этом этапе необходимо главным образом эмоциональное общение со сверстниками и особенно — с родителями. «Братьев Карамазовых» он все равно читать не станет, а сказку про Карлсона даже полезнее услышать из уст мамы, чем в этом возрасте прочитать самому. Кстати, блистательный Уинстон Черчилль до четырехлетнего возраста вообще не говорил, однако в итоге стал Черчиллем.

Кроме того, сосредоточение усилий на каких-то определенных занятиях (например, музыкой или иностранными языками) порой приводит к односторонности развития. Правда, если родители мечтают видеть своего ребенка музыкантом-виртуозом и спокойно относятся к двойкам по математике, то, возможно, они сумеют добиться своей цели. Надо лишь отдавать себе отчет, верно ли избрана цель и допустимо ли ее достижение в ущерб другим сторонам развития. Показательным признаком служит здесь энтузиазм самого ребенка по отношению к избранной сфере. Если налицо отсутствие интереса или, более того, приходится преодолевать сопротивление ребенка, то надежды на успех мало. Поэтому важно, чтобы родители не навязывали ребенку собственные нереализованные устремления, а прислушивались к его индивидуальным склонностям.

Как ни парадоксально, но чрезвычайно высокое развитие способностей не всегда желательно. Ребенок, заметно выделившийся из массы сверстников, рискует столкнуться с серьезными проблемами в общении с ними, что приводит к формированию нежелательных психологических черт.

ImageВ этой связи уместно вспомнить об идеях, высказанных много лет назад нашим соотечественником А.В. Запорожцем. Им была сформулирована концепция амплификации (буквально — обогащения) детского развития. Предостерегая против подстегивания развития (так называемой искусственной акселерации), он призывал не торопиться загонять детей за парты, а максимально использовать в раннем возрасте развивающие возможности специфически детских видов деятельности, прежде всего — ИГРЫ. Как показали неутешительные результаты перехода к массовому обучению шестилеток, концепция амплификации гораздо более соответствует природе детства и не отрицает интенсивного развития.

Многие современные родители еще задолго до рождения малыша начинают изучать методики раннегоразвития и ходить на курсы обучения еще не родившихся детей. Как и в любом деле в этом есть свои плюсы и свои минусы. К плюсам можно отнести то, что родители вообще заботятся о своем ребенке, изучают психологию детей, узнают о различных методах развития и воспитания, имеют возможность узнать отзывы других родителей, раньше вставших на этот путь. К минусам отнесем то, что очень часто за дело берутся с огромным энтузиазмом, но, не увидев быстрых результатов в одной методике, берутся за другую, потом за третью. Часто родители не могут соотнести возможности ребенка и предлагают ему то, что в этом возрасте он не сможет понять.

Вкратце о некоторых модных сейчас методиках раннего развития. Прежде всего, узнайте о выбранных вами курсах, методике, сертифицировании как можно больше. Лучше если вы прочитаете описание метода из первоисточника, а не узнаете о нем со слов преподавателя. К примеру, сейчас очень модно упоминание о методе М. Монтессори. В нашей стране очень мало преподавателей, прослушавших полный курс и имеющих соответствующий документ, зато у нас очень много центров, курсов, садиков, да и просто преподавателей по системе М. Монтессори. В лучшем случае, такие люди не навредят вашему ребенку и не отобьют у него желание учиться. Занятия по методике Глена Домана: сейчас можно встретить объявления о сертифицированных специалистах. Вынуждена разочаровать – это жулики. В институте Г. Домана проходят только курсы, обучающие родителей заниматься со своими детьми. Один из мифов об этой методике, что заниматься по ней тяжело. Как и все систематические занятия, эта методика требует усердия. Но основная тяжесть этого метода ранее состояла в изготовлении пособий. В наше время компьютерных технологий, а также современной торговли, все достаточно просто либо купить, либо изготовить самим.

Основное с чего следовало бы начать родителям, желающих заниматься с малышом ранним развитием это вопрос: «для какой цели и для кого это делается?» Наверное, для мамы, которая не знает иностранного языка, не умеет складывать в уме трехзначные числа и не любит читать книги, высшее проявление гениальности – это умение читать и считать. И она всеми силами будет стараться дать ребенку то, чего не умеет сама. Сложно привить ребенку любовь к книгам, если сам не любишь читать. На детской площадке можно услышать: «Моя дочка уже до 5 считает – ей завтра 2 годика». Есть небольшое различие между умением считать и умением воспроизводить выученный порядок чисел. Скорее всего, такая мама в дальнейшем будет ставить табуретку для декламации чадом стихов перед родственниками. Только кому это нужно ей или ребенку? Иногда маленьких детей перегружают занятиями, не считаясь с тем, нравится им эти занятия или нет. Если ребенок болеет или ему просто скучно, или информация ему непонятна, то он начинает терять интерес не только к этим занятия, но и к обучению вообще.

Очень важно знание психологических и физиологических особенностей детей. Часто это не учитывают как родители, сами занимающиеся с детьми, так и преподаватели различных курсов. Например, для детей до года неприемлемо разлучение с родителями во время занятий. Для двухлеток сложно заниматься больше 15-20 минут одним и тем же делом, как и сложно пребывание в группе с количеством детей, превышающим 5-6 человек. Тогда как для 6 летних детей допустимы занятия по 25-35 минут в группе до 15 человек. У каждого возраста свои особенности. Поэтому время, метод обучения и даже количество человек имеют очень большое значение.

Сейчас в магазинах можно встретить огромное количество развивающих игрушек и пособий. Родители скупают их в огромном количестве и очень огорчаются, когда их ненаглядное дитя не проявляет «должного интеллекта». Многие из пособий требуют грамотного разъяснения и показа со стороны родителей. Некоторые пособия настолько специфичны, что необходимо читать даже книги по их применению. К тому же очень часто родители не учитывают возраст детей и покупают «на вырост» развивающие игрушки. То, что для одного возраста конструктор, то для другого лишь набор фигурок неизвестного цвета и вкуса. К тому времени как ребенок «дорастает» по своему развитию до этих игрушек, в них может уже не доставать многих элементов.
Есть масса игрушек, не потерявших своей полезности за многие годы. Вот, например, матрешка. Сколько игр и развивающих занятий с ней! Она дает возможность обучать математике, логике, частям тела, цветам и много-много чему еще. А кукольный театр? Как заставить капризулю одеваться? Да, это легко, если одеть на руку медведя. В мини-представлениях можно научить малыша говорить «спасибо» без нотаций и нравоучений; можно рассказать о добре и зле, о том кто живет в лесу и кто как говорит. Много чему можно научить в доступной для ребенка форме. При этом он будет смотреть, и слушать, затаив дыхание. Учить можно в лесу, показывая и называя различные виды растений и животных. Можно показывать созвездия; рассказывать о законах физики – упавшее яблоко, как известно – это физика.

Это не значит, что стоит забыть о развивающих пособиях, занятиях иностранным языком, музыкой. Просто для малыша все в этом мире интересно. И, главное, удержать его интерес к миру, не давать ему скучать. Очень важны для детей похвала и одобрение родителей, а нежность и любовь для них: базис любого обучения.

Пусть ваш малыш не станет гением от музыки или математики, но если он будет с удовольствием слушать и разбираться в музыке, искусстве, сможет подсчитать в каком банке ему выгоднее взять кредит, а главное, вырастет хорошим человеком. То чем бы вы с ним не занимались: писали таблички с 2 месяцев, учили китайский с года или просто вместе ходили по городу и считали ворон, – ваша цель будет достигнута.

Важно помнить, что главным развивающим фактором для ребенка оказываются не столько целенаправленные обучающие усилия, сколько интеллектуальная атмосфера семьи. Наивно ожидать, что сын вырастет ценителем Гомера и Вергилия, если его мама уже много лет не брала в руки никаких книг, кроме любовных романов. Большинство родителей помнят со школьной скамьи от силы десяток английских или немецких слов, однако упорствуют в том, чтобы их дети читали в оригинале Шекспира или Гете. Смешно смотреть, как папа, складывающий в ходе своих деловых операций двузначные числа на калькуляторе, настаивает, чтобы его дочь приняли в гимназический класс с математическим уклоном.

Наверное, прогресс человечества в том и состоит, что дети превосходят родителей. Но они не в состоянии превзойти их многократно. Это связано не столько со спорными механизмами генетической предрасположенности, сколько с обстановкой взросления. В иерархии человеческих способностей и достижений ребенок может и должен встать на ступеньку выше папы и мамы, но не стоит ждать, что он, как по волшебству, вознесется ввысь, перепрыгнув сотни ступенек. Поэтому, задавая планку развития своим детям, надо отдавать себе отчет, на каком культурном и интеллектуальном уровне находится семья.

Забота о развитии детей — это наш родительский долг. Им недопустимо пренебрегать. Но и исполнять его надо трезво, без иллюзорных амбиций.

В статье использованы материалы с сайтов
Искусство жизни, Газета "Школьный психолог"
Статью подготовила КатяРу
 

Беременность и роды
Беременность и роды
Подготовка к беременности
Беременность
Роды
Наши малыши
Игры
Приданое
Развитие
Разное
Гигиена, питание, здоровье
Родители
Хобби
Книги и программы
Красота и здоровье
Разное
Слинги
Наш Город
Родильные дома
Детские дошкольные учреждения
Женские консультации
Медпомощь
Разное
Центры раннего развития
Психологическая помощь